
Интересно, что именно сегодня я планировал написать об истории, которая таится за одной из самых знаменитых фотографий, снятых после Второй мировой войны.
Ну вот, теперь можно и про историю за фотографией
Долгое время эта фотография считалась самым романтичным снимком в мире.
На самом же деле, если даже не принимать во внимание то, что долго не могли определить действующих лиц, что Альфреда Ейзенштадта обвиняли в постановке, романтического в этой карточке ровно ноль.
Во-первых, Грета даже не была медсестрой, в 1945 году, в августе, она работает ассистенткой дантиста. У них была такая форма.
Она вышла в обеденный перерыв на Таймс сквер, где все орали "Победа!"
Моряк Джордж Мендоза был в кино с подружкой Ритой, когда в зал кинотеатра ворвалась ликующая толпа. Довольный, что ему не придётся возвращаться на службу в Тихоокеанский театр военных действий (напомню, что на Хиросиму и Нагасаки были сброшены две бомбы, вынудившие Японию к капитуляции), он запиливается в один бар, потом в другой, и напивается в зюзю.
Подружка Рита идёт по его стопам. По выходу из очередного бара Мендоза видит Грету, на добычу стремится. Кривой, чо.
Эйзенштадт позже рассказывал : "Я видел, как моряк движется ко мне. Он хватал всех женщин, которые попадались ему под руку и целовал в засос, старых ли, молодых ли. Потом я заметил медсестру в этой громадной толпе. Я наёл фокус на неё. Как я и думал, моряк подошёл к ней облапал её и склонился, чтобы поцеловать."
То есть моряка она не знала. Её поза свидетельствует об обречённости, а не о согласии на поцелуй.
На одной из четырёх фотографий, снятых автором тогда, видно, как в бессилии она сжимает кулак.
В 2005 году, когда её спросили, что она чувствовала тогда, Циммер заявила : "Я чувствовала, что он очень силён. Он крепко меня сжал. Ни о каком поцелуе я вообще не думала. И никакого романтизма там не было."
Когда была опубликована книга The Kissing Sailor , многие из авторов, в том числе феминистский блог "Crates and Ribbons", подчёркивали, что речь шла о сексуальном домогательстве: Грета не праздновала победу и вышла на площадь не за поцелуями пьяного матроса.
Реакция интернавтов была бурной. Многие считают, что общепринятое прочтение сцены на фотографии является анахронизмом. Да, Грета Циммер не являлась жертвой. В том же 2005 году она говорит, что да, они не были знакомы с матросом, но они всё это время обменивались открытками с поздравлениями на Рождество. И добавляла, уже в 2012 году, отвечая на развернувшуюся полемику : "Вреда-то не было никакого. Тогда это (обявление об окончании войны) было хоршей новостью. Лучшей за все эти годы."
Тем не менее, когда в 1980 году журнал Life собрал их двоих снова и попытался уговорить поставить сцену поцелуя заново, она категорически отказалась, сказав : " Я не хотела, чтобы меня кто-либо целовал. Тот тип возник из ниоткуда и схватил меня. Нечего тут переигрывать перед объективом!"
Зато тысячи других пар с тех пор проиграли эту сцену на фото и видео.