Пищевая аптека Джин Карпер. Продолжение.
НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ РАСТИТЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК

Одна отрасль, приносящая восемь миллионов долларов в год, установила практическую связь между фольклором и биологической наукой. Она зовётся фармацевтической промышленностью. Открытие и синтез новых выгодных лекарств на основе растений подтверждают, что народная медицина — это не шутка.
"Исключительное внимание к отдельным питательным веществам не только ненаучно, но и потенциально опасно, - говорит доктор Мерц. - Продукты питания — это нечто большее, чем источники известных на сегодняшний день питательных веществ. Мы начинаем понимать, что продукты, которые могут быть почти идентичны по своему питательному составу, могут оказывать на здоровье человека разное влияние". Он также ценит пока ещё находящуюся в зародыше научную мудрость, скрывающуюся за некоторыми древними преданиями.
Доктор Вальтер Мерц 1923-2002
В июльском номере "Журнала Американской диетической ассоциации" за 1984 год он отмечает: "Вековая вера в то, что чеснок и лук полезны для кровеносной системы, подтверждается современными экспериментами, показывающими гипохолестеринемическое (снижающее уровень холестерина) и антикоагулирующее (предотвращающее образование тромбов) действие экстрактов из этих продуктов. Недоказанная связь между потреблением йогурта и долголетием начинает казаться правдоподобной на основании недавних экспериментов на животных, демонстрирующих повышенную устойчивость к инфекциям у подопытных, питавшихся йогуртом".
Значит, мы определенно должны обращать внимание на пищевой фольклор?
"Да. Я думаю, что мы научились распознавать хорошие и плохие для здоровья аспекты продуктов питания благодаря очень древнему опыту, передаваемому по традиции. Эти знания очень ценны и серьезны. То, что рассказывала нам бабушка на самом деле гораздо больше, чем просто сказка, поведанная старушкой. Это дистилляция многовековой мудрости, передаваемой из поколения в поколение. Мы только сейчас начинаем понимать ее с научной точки зрения".
Доктор Мерц согласен с необходимостью разделения продуктов питания на отдельные питательные вещества для изучения их метаболизма, воздействия на здоровье и потребностей и в целях научного поиска. Но он предупреждает: "Такой подход представляет собой риск подмены неполных научных знаний об отдельных питательных веществах уроками, извлеченными из нашего исторического опыта работы с продуктами питания". "Он отдает предпочтение последним.
Ученые, которые раньше рассматривали продукты питания как просто наборы отдельных питательных веществ, теперь энергично начинают изучать их более широкие фармакологические свойства.
ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВИТАМИНОВ И МИНЕРАЛОВ

Теперь недостаточно знать, сколько белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов содержится в продуктах. Есть "пищевые факторы, Х-факторы, пищевые соединения, сопутствующие вещества, десмутагены, антимутагены, антиканцерогены и незначительные диетические компоненты". В руках химика сложности жизни растений и животных раскрываются так же уверенно, как секреты жизни раскрывались в лабораториях Уотсона и Крика[1]. Поиск состава пищи открывает новые секреты жизни и здоровья. Возможно, это не так романтично, как разгадка ДНК, но это может быть не менее важно для укрепления здоровья и долголетия.
Эти недавно открытые пищевые соединения отличаются от питательных веществ; большинство из них вообще не имеют питательной ценности. В редких случаях, как в примере с бета-каротином, они обладают отдельным питательным и лекарственным действием. Обычно они присутствуют в бесконечно малых количествах. Несмотря на способность оказывать воздействие на организм, эти мельчайшие компоненты пищи скорее всего не являются жизненно важными; без них вы не погибнете. Никто никогда не умирал от недостатка аллицина из-за того, что не ел чеснок. Но эти загадочные пищевые соединения могут незаметно и радикально влиять на физиологические механизмы, являющиеся ключом к продлению жизни и оптимальному здоровью. Некоторые из них могут действительно лечить болезни, но в основном они предотвращают длительное и упорное разрушение тканей организма, которое в конечном итоге выливается в хронические заболевания, такие как рак, болезни сердца, артрит, диабет, кишечные и неврологические расстройства - самые большие и наименее поддающиеся лечению угрозы нашему здоровью. В отличие от одноцелевых современных лекарств, лекарства, содержащиеся в продуктах питания, скорее всего, будут действовать как пожизненное противоядие против накопленного клеточного повреждения, известного как болезнь.
В любой момент времени в клетках вашего организма бушует монументальная химико-биологическая война. Ведь болезнь, по сути, представляет из себя совокупность клеточных нарушений, конгломерат мероприятий, которые складываются там с целью создания события для всего организма. До появления симптомов болезнь не ощущается, а симптомы появляются только потому, что достаточное количество клеток проиграло битву злым силам. Укрепление, поддержание или ухудшение вашего здоровья зависит от вечной борьбы за обладание отдельными клетками.
Фармакологически активные пищевые химикаты могут защищать отдельные клетки, отсекая врага на любом отрезке его биологического похода. Боретесь ли вы с инфекциями, артритом, раком, сердечными заболеваниями, диабетом, язвами или даже депрессией или усталостью, вы ведете эту борьбу на неведомых дорожках, отбивая крошечные атаки на отдельные клетки. Насколько хорошо вы это делаете, зависит от непостижимой биологической активности.
Ученые начинают понимать, как пища и пищевые химикаты могут влиять на болезнь на клеточном уровне.
[1] Нобелевские лауреаты, открывшие структуру ДНК (прим. перев.)
Полный фрагмент здесь
Джин Карпер. Пищевая аптека. Продолжение. – MONTREALEX BLOG