Alexandre Nikolaev ([personal profile] alexnikolbackup) wrote2022-07-23 08:39 pm

Бастилия, июль 1789 года: что привело к массовому убийству?



Революционный и республиканский миф о “взятии” Бастилии, крепости-тюрьмы, сдавшейся без малейшего сопротивления и содержавшей всего семь заключенных, является частью того, что Бертран де Моллевиль, советник парламента Тулузы, министр, а затем глава тайной полиции роялистов – называет “филантропическим заговором”, возникшим на фоне сокращения войск и беспорядков, возглавляемых подкупленными разбойниками, привезенными в столицу.

Наука допускает только один способ написания истории: это обращение к источникам, эксгумация документов того времени, предоставление, насколько это возможно, слова самим участникам и свидетелям событий. Вот, согласно этому методу, рассказ о “взятии Бастилии”, заимствованный у людей, которые были более или менее вовлечены в события этого памятного периода. Их свидетельства дополняют друг друга.

Что предшествовало атаке?

12 июля 1789 года, около полудня, при известии об отставке Неккера, в Пале-Руаяль кипит возмущение и Камиль Демулен дает сигнал к действию. Со всех сторон раздались звуки набата; оружейные лавки быстренько грабятся; в Отель-де-Виль, то есть в мэрию, ворвались пятнадцать или шестнадцать выборщиков, решивших, что округа будут созваны и вооружены.




В Париж была вызвана армия бандитов. Уже 28 апреля “пугающее количество плохо одетых мужланов уголовной наружности было замечено входящими через ворота”. Внешний вид толпы изменился, появилось “множество иностранцев из всех стран, большинство из них переодетые, вооруженные большими палками, и одного их вида было достаточно, чтобы понять, чего от них ждать”. (Барон де Безенваль, “Записки”; Жан-Франсуа Мармонтель, “Мемуары”; Ипполит Тэн, “Истоки современной Франции: революция”; Кристоф Вантр де Ла Тулубр, он же Галарт де Монжуа, “История революции во Франции”).

Incendie de la nouvelle barrière des Gobelins le 12 juillet 1789. Gravure de Jean-François Janinet (1752-1814)

Пожар на новом барьере Гобелинов 12 июля 1789 года.
Гравюра Жана-Франсуа Жанине (1752-1814)

Ничего не оставалось делать, как применить силу. Но “сила сама ускользала из рук правительства, и неповиновение, разрастаясь, как зараза, овладев народом, перекинулось на войска”. Уже 23 июня две роты французской гвардии отказались от несения службы. Отправленные в казармы 27-го числа, они нарушили приказ, и с тех пор каждый вечер их видели входящими в Пале-Руаяль, марширующими в две шеренги. Это место им известно, здесь встречаются девушки, чьими любовниками и они являются и за чей счёт часто живут. Таких девушек было более двух тысяч.

“Все патриоты цепляются за этих солдат, им платят за выпивку; они развратничают под носом своих офицеров. (Ипполит Тэн, “Истоки современной Франции: революция”; Камиль Демулен, “Переписка”; барон де Безенваль, “Мемуары”; “Петиция 2100 девушек из Пале-Рояля”).

Продолжение.