Американское мороженое Бен и Джерриз
Feb. 2nd, 2013 11:48 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png) alexnikolbackup
alexnikolbackupКак-то, не так и давно, в прошлом году, в декабре, купили мы непробованного доселе мороженого от Бена с Джери, которое называется «Ho cone ada»

И я вспомнил, что у меня остались необработанными фотографии с прошлогоднего мартовского (4 числа) посещения завода по изготовлению мороженого в Вермонте. 
С этим мороженым у меня связаны давние и личностные воспоминания.
Когда Советский Союз открылся для контактов после начала перестройки в 1985, то в Петрозавоск сразу же, с весны 1986 зачастили американцы из Дулута, города на озере Верхнем, штат Миннесота. Дулут породнился с Петрозаводском, наверное уже в 1987 году и это обстоятельство сыграло огромную роль в жизни нашей семьи. Можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что если бы американцы не приехали тогда, то моя жизнь приняла бы совсем другой оборот, но это отдельная история, о которой я частично рассаказывал пол тэгом Дулут в моём ЖЖ.
Параллельно, мой знакомый и уроженец того же города, что и я, то бишь Сортавала, Сергей Лукин, работавший тогда рядом со мной в молодёжной редакции Карельского ТВ с Сергеями Никулиным и Спиридоновым после окончания МГИМО, замутил какие-то контакты с американцами из Вермонта, из той самой компании Бен и Джерри. Как он их нашёл и скорешился с ними он тогда же мне рассказывал, но за давностью лет я забыл. Сергей, возможно, прочитает этот мой пост в ЖЖ, потому что я дам шару этого поста в мордокнигу тоже. Может он и мемуары пишет по этому поводу. Почитаем тогда как-нибудь. Должно быть действительно интересно. Я к своим уже приступил и кое-что накорябал... 
Наивные американцы Бен  Коэн и Джерри Гринфилд решили продвигать народную дипломатию и «промотировать» дружбу между американцами и русскими с помощью создания совместного предприятия «Бен энд Джерриз Вермонт - Карелия айскрим (айсверк)» (зачем что-то называть просто, если можно это сделать сложно) и, что любопытно, у них получилось. Не сразу, годика через 3-4 всяких проволочек, согласований и прочей бюрократической мутотни, как и положено, в июле 1992 года, когда я работал директором программ в созданном мной кабельном ТВ «Петронет», кафе (по-американски «скупшоп»), открылось. Вот в этом здании на улице Красной, которое все по старинке и сейчас наверное, продолжают называть «Дворец пионеров».
Как сообщала американская пресса «... the company (Ben & Jerry's) was able to open a combination ice cream plant and parlor, which was blessed by a Russian Orthodox priest on its first day.
Собственно вся история этого джойнт венчура проходила у меня на глазах. Получилось так, волею его величества случая, что мы встретились однажды, году уже в 1990м, наверное, с Лукиным на проспекте Ленина, и он сказал, что ищет помощника, секретаря и т.д., владеющего английским для вот этого самого предприятия, которое уже приняло реальные очертания. А у меня жена Марина оказалась без работы, или почти, в силу всеобщего раздрая, охватившего практически все «научно-исследовательские» институты СССР, и, соответственно, КарНИИЛП (ЛП значило – «лесной проимышлености»), где она прозябала патентоведом. Я и предложил её кандидатуру и уже не помню, проработала ли она с Сергеем Лукиным и Васей Михеевым, а также с Дэвидом Морзом, менеджером из Вермонта, приехавшим с семьёй и поселившемся в Петрозаводске до самого открытия кафе или ушла из него в Текобанк раньше. Это уже не важно. В общей сложности года два проработала, виделась, насколько помню по рассказам дома и с Беном и с Джерри, пару раз приезжавшими в Петрозаводск. 
Хорошо помню, что однажды Лукин пригласил меня снять «ход стройки» завода по производству мороженого в том же самом дворце, году в 1990-1991, но снимать было ещё нечего кроме труб и каких-то только начинавших монтироваться котлов, расположенных внутри помещения. Ну, что-то снял, тем не менее...
Помню забавный эпизод, о котором рассказывала Марина. Всё это происходило под эгидой широко известной в Карелии Галины Разбивной – она была директором того самого Дворца в тот период. Однажды она приболела и лежала в больнице или дома, неважно. Коллектив предприятия решил послать ей открытку и цветы, все подписались на русском, а Дэвид Морз написал что-то по-английски и приписал, не особо раздумывая, Love. Разбивная приняла это за чистую монету и подумала, что американец в неё влюбился... 
Да, Дэвид Морз уехал потом в Вермонт уже с новой женой, Валентиной, которая работала бухгалтером в этом совместном предприятии. Развёлся, потерял дом, отошедший американской жене, уже когда мы приехали в Виннипег в 1998 году, Марина созванивалась с Валентиной, разговаривала, я запомнил только то, что та преподавала аэробику американским дамам в каком-то one horse town в Вермонте, а Дэвид работает не-то дальнобойщиком, не то ещё кем-то, но совсем не менеджером в Бен и Джерриз, с тех пор ничего ни о ком не слышал. Сергей Лукин с семьёй жил сначала в Миннесоте, сейчас живёт в Хьюстоне, Техас...
Вот о чём вспомнилось, когда 4 марта 2012 года, то есть почти 20 лет после торжественного окропления святой водой петрозаводского скуп-шопа, я увидел вот эту картинку в Вермонте, неподалёку от Берлингтона. Кто бы тогда мог подумать, что я поселюсь и проживу вот уже больше 12 лет так близко от Вермонта...
Да, скуп-шопа с фирменным мороженным в Петрозаводске больше нет. Спрашивал об этом на фэйсбуке у приятеля и бывшего коллеги Серёжи Коробова (Контти), он сказал, что осталось только «кафе-мороженое Айсверк. Да ещё некто Илья  написал 4 ноября 2010 года
Раньше было Ben&Jerry's мороженное. Единственное в России. Сейчас просто мороженница. Средняя.
Очень странная книга некоего Глена Конрада (Glen Conrad), которая называется Surviving Being Born: A True and Motivating Story of Personal Inner Strength, рассказывает о том, как его автора чуть не прибили милиционеры в петрозаводских застенках в 1993 году. Фамилии Михеев и Морз там упоминаются несколько раз, но кто точно этот Глен был, я читать и не стал, не интересно. Просто попал на это чтиво, набрав в Гугле «ben and jerry's petrozavodsk». Если вы сделаете то же самое, то книга, уверен, вылезет и у вас. 
Ну вот такая затянувшаяся предыстория к фотографиям из Вермонта. Теперь уже можно и посмотреть, отвлекаясь только на воспоминания марта 2012 года. 
Надпись под центральной картинкой: "наш первый скуп-шоп откывается в России". Публика, смотря на купола Василия Блаженного, думает, что кафе открылось в Москве, конечно. А на самом деле - в Петрозаводске, потом - в Кондопоге. Больше у Бен и Джерриз в России ничего не было.

На въезде на саму фабрику тебя встречают вот такие гигантские баки. В Петрозаводске баки раз в десять меньше были и находились внутри помещения и понятно почему - иначе все замёрзло бы. Зимы очень разные, в начале марта в Петрозаводске ещё снега по колено.


Ну и как не отметиться с автопортретом! Снимок Светланы Ковалёвой.

На самом въезде на фабрику мороженого.

Бен и Джерриз были основаны, не на этом месте, а в центре Берлингтона, на переделанной старой бензозаправочной станции в 5 мая 1978, с первоначальной инвестицией в $12,000. Два месяца спустя они закрыли контору, поняв, что прибыли никакой нет. Потом попробовали снова в другом месте.

Легендарный автобус - фольксваген, машина хиппи, на котором вначале, вроде, развозили мороженое.

Затарились мы неплохо тогда.

Было вкусно.

Я толкнул речь перед большой аудиторией.

Аудитория состояла из родной супруги Светы.

Мы побывали и на фабрике, напблюдали процесс изготовления мороженого сверху.

Снимать сверху было запрещено, интересно, было ли так всегда или стало с 2000 года, когда фирму перекупила компания Юниливер? Сергей Лукин наверняка должен знать, опять же...





Никто не проходит мимо, не сделав фото на память.

Мы не были исключением.







Уезжаем в Монреаль.



