
В архивах парижской полиции хранится книга. Она большая и тяжелая, в потертом кожаном переплете, с латунной фурнитурой и сломанным замком. Она содержит уголовные дела группы женщин под названием Les Insoumis - "Непокорные". Это были женщины, которые жили вне рамок приличного общества, но отказывались регистрироваться как проститутки. Большинство из них не продавали себя на улицах и не работали в борделях. Они были любовницами герцогов и принцев, а то и принцесс. В обмен на свои услуги они могли получить, скажем, не деньги, а квартиру рядом с оперным театром или небольшую загородную виллу. Кто-то был актрисой, кто-то танцовщицей, кто-то всемирно известной певицей, а кто-то - драматургом или журналистом, озабоченным новой опасной концепцией - феминизмом. Все они, по мнению отдела нравов, были "куртизанками" и поэтому должны были находиться под наблюдением. Этот секретный журнал, известный как "Книга куртизанок" или, под кодовым названием, "BB1", пережил осаду, революцию, сожжение архива в 1871 году и две мировые войны.

В архиве парижской полиции. Фотографии автора.
В 2006 году журнал был переписан и опубликован на французском языке с примечаниями, но без иллюстраций, известным историком Габриэлем Убре. В 2016 году, во время работы над моей предстоящей книгой "Парижский сфинкс", я впервые смогла увидеть оригинал документа и вклеенные в него фотографии. Начав с представленных файлов, я начала восстанавливать жизнь этих замечательных женщин, разыскивая их в газетах, фотоархивах и гражданских архивах XIX века, рассматривая их не просто как культурные явления или исторический колорит, а как личности.
Вот история одной из них.

Первое, что полиция записала - она ухоженная, "немного артистичная" и очень известная. Актриса 40-45 лет, последние десять из них играла в театре Бомарше рядом с площадью Вогезов. В течение этого времени она также "имела отношения" с неким Жанвье де ла Моттом, который ради нее "пошел на некоторые жертвы" (эвфемизм, несомненно, означающий значительные денежные траты). Четыре или пять лет назад она жила на улице Лафит, но затем переехала в меблированный дом на улице Кардинала Феша, 43 (ныне улица Шатодун), недалеко от церкви Нотр-Дам-де-Лоретт, в фешенебельном 9-м округе. С де ла Моттом познакомилась около 8 лет до этого, и тогда, как записано в досье, он дал ей пятьсот франков. Полиция считает, что она познакомилась с ним через другого человека, одолжившего ей деньги. По записям, она была "очень покладистой", но обладала достаточным обаянием, чтобы привлечь любовника. Неизвестно, остался ли у нее меблированный дом, который, "довольно плохо содержался". Сейчас она живет на улице Нотр-Дам-де-Лоретт. Других записей не было.

Ее настоящее имя было Марта Леокади Бауманн.
Она родилась году в 1830м, когда Париж сотрясался от июльской революции. В городе царил хаос. Революционеры разграбили дворец Тюильри и совершили набег на королевские винные погреба. Один из них нашел бальное платье, принадлежавшее герцогине де Берри, надел его и с перьями и цветами в волосах кричал из окна дворца в сады внизу: "Je reçois! Je reçois!" ("Я принимаю! Я принимаю!"). Детство Марты прошло при последнем короле Франции, Луи Филиппа, но примерно в то время, когда она достигла совершеннолетия, он был свергнут в результате очередной кровавой революции Наполеоном III. Она начала использовать сценический псевдоним "Агийон", возможно, чтобы скрыть еврейское или немецкое происхождение, в 1861 году, уже замеченная прессой. Как актрису, критики называли ее "повидавшей мир". Выступала во многих престижных театрах по всему Парижу, включая театры Бомарше, Порт Сен-Мартен, Дежазе на бульваре дю Тампль, Гэте, Монпарнас и театр Мольера в Брюсселе.

Остальное - в моём блоге.
Из “Книги куртизанок”. Марта Агийон (Marthe Aguillon). – MONTREALEX BLOG