
Ваша дочь подбрасывает надутый воздушный шарик. Вы нажимаете на “пипку”. Так мы называли кнопку спуска фотоаппарата. “Мы” – это петрозаводские любители фотографии начала 1980х годов и члены фотоклуба “Полюс” при Петрозаводскмаше. Дочь остаётся стоять с поднятыми руками, шарик висит на полметра выше её. Он никогда не упадёт на землю.
Ну да, он всё-таки упадёт, законы всемирного тяготения неумолимы. Но несколькими секундами позже. Когда ваше дитя станет старше на эти несколько секунд. Если фото вас удовлетворит, вы его напечатаете с негатива. Если снимаете на обратимую плёнку, то её нужно будет проявить и засветить, а потом, для лучшего просмотра, вставить в аппарат для просмотра слайдов. В диапроектор или проектор диапозитивов.

Когда-то давно, в начале тех же 1980х годов, то есть в дебюте моей “журналистской” карьеры (почему в кавычках вы поняли, надеюсь: то, чем мы занимались, журналистикой ни разу не было), я прочитал в издании “Журналист” издевательскую реплику типа сегодняшних соцсетейных “бугага” в ответ на вопрос читателя о том, как засвечивать обратимую плёнку. В редакции “Журналиста” не знали, что негатив “обращается” этим самым засвечиванием и превращается в позитив.
Если вы останетесь довольны результатом, то карточка или слайд пойдут в семейный альбом. И вполне вероятно может случиться, что ваша уже взрослая дочь покажет её своей дочери, когда та будет в возрасте матери на фотографии.
Этот процесс фиксирования стоп-кадром момента в настоящем, тут же превращая его в прошлое для откладывания в копилку будущего, движет людьми, снимающими примерно, очень примерно, 3000 фотографий каждую секунду.
Фотографии дают нам возможность вновь вдохнуть аромат давно увядших цветов, почувствовать дуновение давно утихшего ветерка, воскресить черты некогда дышавшего лёгким дыханием любимого человека, которого нет с нами уже уже?) пережить переполнявшую нас когда-то радость или почувствовать снова укол жгучей утраты. Они показывают нам, какими мы были и, в какой-то мере, какими мы останемся навсегда.
Ничто из предметов наших владений не делает то, что делает фотография. До появления Интернета и потом “облаков” в нём, многажды можно было услышать о том, как при пожаре люди хватали самое ценное – альбомы с фотографиями.
Всем начитанным людям известно, что фотография значит “светопись”, но такое определение слишком упрощено. Да, мы авторы наших фотографий, но пишем мы камерой, миниатюрной тёмной комнаткой с одним окошком. Затвор, который можно назвать этим окном, нарезает нам в долю секунды ломтик света. Свет проецируется на поверхность плёнки или на матрицу цифрового фотоаппарата.
Продолжение в Источнике