[personal profile] alexnikolbackup



В середине 1930-х годов этот миф-образ был настолько силен, что в глазах  истово уверовавших в него, которые, в отличие от Мелиты Сирнис (её фамилия в девичестве), смогли совершить вожделенное паломничество в Советский Союз, он пережил даже те противоположные их верованиям свидетельства, что они наблюдали воочию.

Малкольм Маггеридж (фото), возможно, лучший из британских журналистов, находившихся тогда в Москве, позднее писал о британских паломниках, с которыми он столкнулся:

"Их восторг от всего, что они видели и о чем им рассказывали, и выход, который они давали этому восторгу, составляют несомненно, одно из чудес нашего века. Среди них были искренние сторонники гуманного убийства покорного, как скот населения, взиравшие на массивное здание ОГПУ (впоследствии КГБ) со слезами благодарности на глазах. Там были сторонники пропорционального правительственного представительства, которые охотно соглашались с доводами, объяснявшими необходимость диктатуры пролетариата, искренние священнослужители, благоговейно перелистывавшие страницы атеистической литературы, убежденные пацифисты, которые с восторгом наблюдали, как танки грохочут по Красной площади, по небу пролетают бомбардировщики, серьезные специалисты по градостроительству, которые при виде перенаселенных бараков бормотали: «Ах, если бы у нас в Англии было что-то подобное!". Совершенно невероятная доверчивость этих туристов, большинство из которых получило  университетское образование, поразило даже советских чиновников, привыкших работать с иностранными гостями...5



Когда Мелита Сирнис стала советским агентом в 1937 году, в Советском Союзе свирепствовал сталинский террор, величайшее в современной европейской истории преследование населения в мирное время. 6 Миссис Норвуд, однако, похоже, до сих пор не осознает всю порочность сталинского режима, на чью службу она поступила. "Старый Джо [Сталин], - признает она, - не был без греха на сто процентов, но ведь и  люди вокруг него, тоже, наверное, поступали не шибко ловко, как люди это делают". В конце ее выступления перед прессой ее спросили, не жалеет ли она о своей карьере советского агента.

"Нет, - ответила она, а затем вернулась в свой дом. В другом интервью она заявила: "Я бы все сделала снова"7 .

Другим бывшим советским шпионом, выявленным в "Архиве Митрохина", попавшим на первые полосы газет в Великобритании, был бывший сержант уголовной полиции Джон Саймондс. Как и Норвуд,

Саймондс дал ряд интервью, где признался, что, как следует из записей Митрохина, он был, вероятно, первым британским "шпионом-донжуаном" (в оригинале - "шпион Ромео", что я считаю, неправильно переводить дословно. В конце концов Ромео соблазнил лишь одну Джульетту... Можно было также перевести как "шпион-казанова" - прим. перев.) завербованным КГБ. Он сказал, что он признался в этом почти двадцать лет назад, посетив МИ-5 и Скотланд-Ярд, но ему не поверили ни там ни там.

Хотя в записках Митрохина не приводится статистика о количестве женщин, соблазненных Саймондсом во время его карьеры в качестве нелегала КГБ, сам детектив утверждает, что их были "сотни". Первоначально КГБ решил, что его сексуальные приемчики оставляют желать лучшего и, к его радости, прислали "двух чрезвычайно красивых девушек" в качестве инструкторов. Воспоминания шпиона-ловеласа о его последующей карьере шпиона донжуаном радужнее, чем можно было бы судить по его досье в КГБ:

ь. Я бы сказал так – поступайте на службу в КГБ и вы посмотрите на мир, путешествуя в первым классе. Как я это сделал - объездил весь мир, делая эту работу и прекрасно провел время. Селился в элитных отелях, ходил на лучшие пляжи. В моём распоряжении были красивые женщины, у меня никогда не было недостатка в еде, шампанском, икре, было всё что душеньке угодно, и я прекрасно провел время. Вот таким был мой опыт работы в КГБ».

«От меня пострадали лишь сотрудники лондонской полиции» - утверждает теперь Саймондс. 8 Многие из тех женщин, кого он соблазнил по заданию КГБ, с этим, несомненно, не согласятся.

Реакция СМИ на разоблачения Митрохина была столь же скудной в большинстве других стран, как и в Британии. Общественная привлекательность российских агентов, идентифицированных Митрохиным, удивительно похожа на то, что происходит с призерами Олимпийских игр. В шпионаже, как и в легкой атлетике, большинство мировых СМИ в первую очередь интересуются подвигами граждан своей страны. Историями, вызвавшими наибольший интерес в Соединенных Штатах, вероятно, были "активные меры" КГБ, направленные на дискредитацию директора ФБР Дж. Эдгара Гувера, (фото 1961 года) занимавшего этот пост много лет, и лидера движения за гражданские права Мартина Лютера Кинга. КГБ одним из первых распространил информацию о том, что Гувер был гомосексуалистом, охотившимся за потенциальными партнёрами. Кинг, который, как опасался КГБ, мог предотвратить расовую войну, а на её пожар комитетчики надеялись с момента возникновения в долгое жаркое лето, которое началось в 1965 году. Он был, вероятно, единственным американцем, ставшим мишенью как для КГБ, так и для ФБР.

Тема  "Архива Митрохина" (опубликованном в США под названием "Меч и щит"), привлекшая наибольшее внимание Конгресса США, касалась подготовки КГБ к диверсионным операциям против американских объектов во время холодной войны. 26 октября 1999 года я дал показания, записанные для трансляции по ТВ, об этих приготовлениях на многочисленных слушаниях в Комитете по вооруженным силам Палаты представителей. В материалах Митрохина указаны приблизительные места расположения ряда секретных объектов в Соединенных Штатах, выбранных для размещения тайников с оружием и радиостанциями КГБ для использования в диверсионных операциях. По имеющимся данным, невозможно оценить количество таких тайников, которые были заложены.

Однако бывший генерал КГБ Олег Калугин (фото), служивший в Нью-Йорке и Вашингтоне в течение 1960-х и начала 1970-х годов, подтвердил существование некоторых тайников с оружием, устроенных КГБ в Соединенных Штатах. 9.  Как и в Европе, некоторые тайники, вероятно, были заминированы и могут представлять опасность для того, кто их найдёт. По соображениям общественной безопасности, Архив Митрохина не дал никаких указаний на местонахождения тайников с оружием, выбранных агентами КГБ.  Однако телеканал ABC TV News сообщил, что один из из них находится в районе города Брейнерд, Миннесота. 10. Более поздние сообщения в прессе, со ссылкой на "источники в Конгрессе»  утверждали, что ФБР провело обыск в Брейнерде. 11.

В Западной Европе, в частности в Италии, "Архив Митрохина" вызвал больше материалов на первых полосах газет, чем даже в Британии. - хотя почти все статьи, что неудивительно, были посвящены итальянским темам. В октябре 1999 года итальянский парламентский комитет обнародовал 645 страниц отчетов (под кодовым названием IMPEDIAN - фотокопия страницы отчёта) об итальянцах, упомянутых в архиве Митрохина, которые за несколько лет до этого были предоставлены МИ-5 итальянской разведке. Большинство контактов КГБ были указаны в отчетах как по имени, так и под кодовым названием. Сообщалось, что Министерство иностранных дел Италии расследует дела тридцати сотрудников, упомянутых в записках Митрохина. Противники правительства, возглавляемого бывшим коммунистом Массимо Д'Алема, ухватились за ссылки на Армандо Коссутту, лидера коммунистической партии Италии, представленной в коалиционном правительстве Д'Алемы. Левые в ответ указали на идентификацию в отчете IMPEDIAN сенатора от правой партии Forza Italia. Дебаты стали еще более запутанными с подключением конспирологов как справа, так и слева.

A карикатура в газете La Repubblica, которую Д'Алема (фото) осудил как клеветническую, изображала его зачеркивающим ряд (предположительно левых) имен из отчетов IMPEDIAN перед их публикацией. Газета коммунистов L'Unità, напротив, утверждала, что левые министры все больше склонялись к тому, что эти доклады были результатом заговора МИ-5 (которую, по всей видимости, путают с СИС). "То, что появилось, - это не досье КГБ, а досье о КГБ, составленное британскими агентами контрразведки на основе признания бывшего агента, если таковой существует, а "Митрохин» есть лишь  кодовое название операции МИ-5". 12.

Полемика, вызванная в Великобритании публикацией "Архива Митрохина" в основном касалась поведения министров и разведывательного сообщества. Спрашивали, например, почему Мелита Норвуд не была привлечена к ответственности, когда о ее предательстве было известно по крайней мере, с момента перебежки Митрохина в 1992 году. И почему министры не были лучше проинформированы о ней и других предателях со стороны спецслужб и органов безопасности. К моему удивлению, выяснилось, что я узнал о деле Норвуд гораздо раньше, чем министр внутренних дел или премьер-министр. Джек Стро (фото) был проинформирован в декабре 1998 года о том, что информация Митрохина может привести к судебному преследованию "86-летней женщины, которая шпионила для КГБ сорок лет назад", но ее личность была названа только несколько месяцев спустя. Тони Блэр был проинформирован о миссис Норвуд лишь незадолго до того, как ее имя появилось на первой странице газеты "Таймс". 13

Провал судебного преследования миссис Норвуд в сочетании с задержкой в информировании министров вызвал глубокие подозрения у некоторых СМИ. Газета "Экспресс" осудила "ужасающую традицию сокрытия и некомпетентности в британских секретных службах". Guardian заподозрила заговор МИ-5, написав:

«Мы должны знать, заключила ли Мелита Норвуд сделку со спецслужбами. Вспомните Бланта. 14 Было ли решение не преследовать ее в судебном порядке основано на сострадании, или желании скрыть некомпетентность?

Менее чем за десять лет до этого не было бы никакого механизма расследования этих обвинений, способного вызвать доверие общественности и парламента. До 1992 года сменявшие друг друга британские правительства отказывались даже признать существование СИС на необычном, хотя и традиционном, основании, что такое признание поставило бы под угрозу национальную безопасность. Если бы СИС оставалась официально табуированной семь лет спустя, ни одно официальное расследование не смогло бы подготовить заслуживающий доверия публичный отчет об архиве Митрохина.

В 1999 году, однако, существовал очевидный орган для проведения расследования: Комитет по разведке и и безопасности КРБ (ISC), созданный согласно закону о разведывательных службах от 1994 года для изучения "расходов, управления и политики" разведки и органов безопасности. С момента начала своей работы в 1994 году КРБ был в значительной степени невоспетым примером

Продолжение следует.

МЕЧ и ЩИТ. АРХИВ МИТРОХИНА и ТАЙНАЯ ИСТОРИЯ КГБ.

Profile

Alexandre Nikolaev

February 2024

S M T W T F S
     12 3
456 7 8 9 10
11 12 13 14151617
18192021222324
2526272829  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 31st, 2025 11:13 pm
Powered by Dreamwidth Studios