

До этого дамы стояли в двух шагах от статуи.
( Read more... )



Среди избранной группы героев внешней разведки времен между двух мировых войн, чьи портреты висят сегодня на стенах Комнаты памяти СВР в Ясенево, - австрийский еврей Арнольд Дойч (Дейч) вероятно, самый талантливый из всех великих нелегалов.
По правилам транспозиции немецких имён в русский язык его фамилия должна писаться, как Дойч, но в анналах КГБ и СВР он числится как Дейч. В своём переводе я решил оставить его орфографию имени, какой её дал автопереводчик ДипЭль, то есть Дойч - прим. перев.)
Согласно официальному надгробному слову СВР, портрет сразу "привлекает внимание посетителя умными, проницательными глазами и волевым ликом". Роль Дойча как нелегала не была публично признана КГБ до 1990 года. 1 Даже сейчас некоторые аспекты его карьеры считаются непригодными для публикации Москвой.
Академическая карьера Дойча (фото) была одной из самых блестящих в истории советской разведки. В июле 1928 года, через два месяца после своего двадцать четвертого дня рождения и менее чем через пять лет после поступления в Венский университет с целью получения степени бакалавра, он был удостоен звания  доктора наук с отличием. Хотя его диссертация была посвящена химии, Дойч также глубоко погрузился в философию и психологию. Его характеристика самого себя в университетских документах в студенческие годы как религиозного еврея (mosaisch)2 , вероятно, было призвано скрыть членство в коммунистической партии. Веру в бога Дойч сменил на горячую приверженность видению Коммунистического Интернационала о новом мировом порядке, который освободит человечество от эксплуатации и отчуждения. Революционный миф о первом в мире рабоче-крестьянском государстве надел шоры на глаза как Дойча, так и завербованных им впоследствии идеологических агентов в отношении все более жестокой реальности сталинской России. Сразу после окончания Венского университета Дойч начал секретную работу в качестве курьера в ОМС, отделе международных связей Коминтерна, путешествуя по Румынии, Греции, Палестине и Сирии. Его австрийская жена, Йозефина, на которой он женился в 1929 году, также была завербована ОМС. 3